среда, 26 октября 2022 г.

Падение СУ в Иркутске . Версии пилотов

 Пилоты надышались до катастрофы 


Отравление летчиков в воздухе могло стать основной причиной падения истребителя 

Как стало известно “Ъ”, причиной потери сознания и гибели двух пилотов Иркутского авиазавода (филиал ПАО «Корпорация "Иркут"»), выполнявших в минувшее воскресенье испытательный полет многоцелевого истребителя Су-30СМ, скорее всего, стала неисправность системы обеспечения экипажа кислородом. При этом привести к одновременному обмороку летчиков могли нехватка кислорода, его переизбыток или случайное попадание азота в дыхательную смесь. Определить точную причину гибели пилотов судмедэкспертам будет сложно, поскольку оба этих газа содержатся в обычном воздухе. 


Из официального сообщения Восточного межрегионального следственного управления СКР на транспорте (ВМСУТ) следует, что в возбужденном уголовном деле рассматриваются две версии катастрофы истребителя: отказ авиатехники и ошибка экипажа. 


Между тем, по данным ВМСУТ, будет изучаться и третье предположение — о потере летчиками сознания из-за проблем с дыханием.

суббота, 12 февраля 2022 г.







 После гибели Пушкина Николай I выплатил 138.000 рублей – огромная по меркам тех лет сумма (10 млн руб нынешними деньгами).Сюда вошли затраты на организацию похорон, компенсация долгов поэта и пособие его семье. Кроме того, император обеспечил его вдове и детям пожизненную пенсию.

Это дочь Пушкина. В 1919 году она умерла от голода.Умерла в полном одиночестве, в маленькой комнатке, которая находилась в Москве в переулке Собачьем, в возрасте 86 лет. В "страшный" (по - цветаевски) 1919 год...Власти приняли решение о пенсии для нее, но так долго совещались, что Мария Александровна не дождалась. Первая пенсия пошла на её похороны.

Она достаточно поздно вышла замуж - в 28 лет за генерала Гартунга, но детей у них не было. А в 1877 году её муж, обвинённый в присвоении казённых денег, застрелился. Так в 45 лет она осталась вдовой, совершенно одна, без средств к существованию. Сначала жила у брата Александра, воспитывая его детей (он также рано овдовел), а затем Александр II назначает ей пенсию в 200 рублей в месяц.

С приходом Советской власти она оказалась в безвыходном положении - пенсию отобрали, крыши над головой не было, все, что можно было продать, давно было продано...

Последнее время М.А.Гартунг жила у приютившей ее сестры своей бывшей горничной. Днем она шла на Тверской бульвар, садилась на скамейку у памятника отцу и сидела там до темноты, всегда на одном и том же месте и в дождь, и в снег... 7 марта 1919г. сердце ее остановилось.


Так закончила свой жизненный путь Мария Александровна Пушкина – Гартунг (1832-1919), бывшая фрейлина Двора Ее Императорского Величества, дочь Великого Отца, который называл ее «беззубая Пускина». Похоронили ее в Донском монастыре добрые люди

вторник, 12 января 2021 г.

Потеряна связь со следовавшим из Джакарты в Понтианак самолетом индонезийской авиакомпании Sriwijaya Air

 


В облачности, пилот, по набегающим неравномерностям пара в свете фар, видит угол атаки. 

Самолёт с низкими двигателями вдруг попадает в попутный поток. 

Пилот видит кратковременное уменьшение угла атаки, а потом его увеличение. При этом он не чувствует проседания траектории вниз, т.к. в точке кабины проседания нет - оно в центре масс, а т.к. падает подъёмная сила, смещённая у таких самолётов назад, проседает хвост а кабина, относительно ЦМ движется вверх, в результате двух движений кабина остаётся на месте, а самолёт поворачивается относительно кабины вниз хвостом. И при этом самолёт с большой тягой, в попутном воздухе начинает ускоряться. 

Итак, пилот не почувствовав провала траектории, и ничего не делая штурвалом, видит в окнах увеличение угла атаки и чувствует перенос направления своей тяжести в спинку кресла. Это и есть начало иллюзии. Ему кажется что самолёт задрал нос, но летит не вверх а горизонтально полу-плашмя - типа делает кобру Пугачёва. Это пространственное положение рисуется ему инстинктами, об аэродинамике и о том что в таком положении было бы сильное торможение и его вдавило бы в седушку, в соостоянии стресса и необходимости мгновенно исправлять положение нормальный человек (не пилот-пилотажник) подумать не может. И раз уж такое положение "нарисовалось" в голове, оно НЕ ИЗЧЕЗНЕТ ПОКА ПИЛОТ НЕ ПОЛУЧИТ ОЩУЩЕНИЯ ЯВНО ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ЭТОЙ КАРТИНЕ. А явно ничего и не противоречило. Пилот, естественно, давит штурвал от себя, самолёт переходит в горизонт и далее в пике, ускоряется всё сильнее и сильнее, сила тяжести хотя и слабеет, но направляется назад, а то что она совсем небольшая - говорит (впавшему в иллюзию) о том что движение уже практически вертикальное и падает воздушная скорость - что естественно при движении вверх. 


Этот механизм мало зависит от режима, хотя чем сильнее тяга, тем все особенности прадоксальной динамики самолётов с низкими двигателями проявляется более сильно. Поэтому такое чаще случается с небольшими тяговооружёнными боингами, на взлётном режиме. Но ничто не запрещает такому случиться и в установившемся режиме - как в данном случае. 


В нормальных самолётах (не с низкими двигателями), в такой ситуации, пилот сразу почувствует провал траектории, тангаж сам собой не изменится, пилот сам его увеличит чтобы увеличить угол атаки и подъёмную силу. И никаких парадоксальных ощущений он не испытает, поэтому и в иллюзию не впадёт.